Типы автомобильных аккумуляторов

По технологическому исполнению можно выделить три типа автомобильных аккумуляторов:

  • обслуживаемые - это аккумуляторы, которые требуют доливки электролита,
  • малообслуживаемые - имеют доступ в каждую банку и изредка требуют контроль уровня плотности электролита,
  • необслуживаемые - не требуют доливки электролита, поэтому не имеют отверстие для заливки электролита (в ГОСТе обозначены как безуходные).

Корпус обслуживаемого типа автомобильного аккумулятора изготавливается из эбонита, а внешне он герметизирован мастикой. В таких автомобильных аккумуляторах допускается как замена отдельных банок, так и полностью всех внутренностей.

Наиболее часто встречаемые – автомобильные аккумуляторы частичного обслуживания. В них обслуживание заключается в отслеживании уровня электролита и, при необходимости, его добавлении. На верхней поверхности аккумулятора находятся крышки банок, через которые и осуществляется долив.

Необслуживаемые аккумуляторы – это простые в использовании и качественные аккумуляторные батареи. В них использован такой состав пластин и конструкция системы конденсирования, при которых не требуется абсолютно никакого вмешательства. А если воду доливать не надо, то и открывать аккумулятор незачем. Поэтому там отсутствуют какие-либо крышки.

По виду электролита и электродов виделяют такие типы автомоблильных аккумуляторов, как свинцово-кислотные, AGM аккумуляторы (технология Absorbent Glass Mat), гелевые аккумуляторы (технология GEL).

В основном используется свинцово-кислотный тип аккумуляторов. Это старейшие химические источники тока, первые батарея была создана Планте еще в 1860 году. В таких батареях обычный электролит представляет собой смесь дистиллированной воды и серной кислоты. Основная причина популярности свинцовых аккумуляторов в их вибростойкости, устойчивости к перезаряду, относительной дешевизне и доступности. Свинцово-кислотный аккумулятор обладают рядом недостатков: выдерживают наименьшее число циклов заряд-разряд по сравнению с другими типами аккумуляторов (в среднем 250 циклов), не могут храниться в разряженном состоянии, (полный разряд вызывает образование сульфатов и такую потерю емкости, после которой батареи не восстанавливаются), ограниченный срок хранения АКБ с электролитом, не влекущий к необратимым процессам, 1,5 года при температуре не выше 0 °С и 9 месяцев при температуре более 20 °С, необходимость проверки и пополнения уровня электролита связи с его выкипанием в процессе эксплуатации.

Гелевые аккумуляторы имеют много общего с обычными кислотными батареями и работают они по одному и тому же принципу, в основе которого лежит окислительно — восстановительная реакция свинца в растворе серной кислоты. Основным отличием гелевых аккумуляторов является то что, электролит содержащихся в них находится в состоянии очень вязкого геля, который имеет желеобразную консистенцию благодаря тому, что в его составе присутствуют специальные загустители на основе кремния. Гель, получающийся в результате добавления в серную кислоту двуокиси кремния, позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри пор в массе геля. Таким батареям нет равных по стойкости к глубоким разрядам, они намного долговечнее традиционных. Следует отметить, что в процессе эксплуатации аккумулятора подобного типа гель имеет тенденцию к дальнейшему отвердеванию. Основной же недостаток, присущий гелевым батареям - повышенное внутреннее сопротивление (следствие того, что электролит менее текучий). Это препятствует получению высоких токов, и именно поэтому гелевые батареи мало применяются в качестве стартерных автомобильных батарей, и используются, в основном, в качестве резервных источников питания.

Обычный электролит представляет собой смесь дистиллированной воды и серной кислоты, но сейчас появились АКБ построенные на базе технологии AGM (Absorbent Glass Mat), электролит в которых абсорбирован в стеклянном волокне.

Технология AGM (Absorbed Glass Mat) предполагает, что электролит в корпусе батареи находится не в свободном жидком или гелеобразном виде, а абсорбирован в высокопористой волокнистой стеклоткани-сепараторе, плотно прижатой к пластинам (при этом сам электролит – жидкий). В результате достигается высокая степень контакта электролита с активной массой пластин и, как следствие, снижается собственное сопротивление батареи.

Аккумуляторы AGM имеют совершенно уникальные эксплуатационные свойства: выдерживают в 3-4 раза больше циклов разряда-заряда, чем обычные свинцово-кислотные стартерные батареи, способны выдерживать более глубокие разряды: если обычные свинцово-кислотные стартерные батареи можно разряжать на 10-15% без возникновения необратимых повреждений, то AGM – на 25-30%. Это означает, что AGM аккумуляторы без участия генератора способны снабжать электропитанием более энергоемкие системы автомобиля, принимают заряд в два-три раза быстрее, т.е. после разряда быстрее заряжаются до 100%. Вследствие этого удается избежать длительно нахождения батареи в недозаряженном состоянии, что крайне губительно для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Многие европейские, американские и азиатские производители зачастую придерживаются своих стандартов, а поэтому на рынке присутствуют аккумуляторы разных типоразмеров и с разным расположением клемм. Наиболее часто встречаются следующие типы АКБ:

  • Европейский тип (Euro - type 1) - высота корпуса — 190 мм, клеммы расположены в специальных углублениях и не выходят за габариты АКБ.
  • Азиатский тип (Asia - Type 3) - высота корпуса — 220 — 225 мм, клеммы расположены на верхней крышке, выходят за габариты корпуса.
  • Американский тип. Встречается редко, используется на некоторых марках американских автомобилей, характеризуется боковым расположением клемм.